В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.
Все отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным ТУ, ориентируясь на следующие стандарты, принятые в США и странах Западной Европы:
FMVSS 116 - FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) - Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей
ISO 4925 - ISO (= International Organization for Standardization ) - Международнаяорганизацияпостандартизации
SAE J 1703 /1704 - SAE (= Society of Automotive Engineers, Inc.) - Общество автомобильных инженеров
JISK 2233 - JIS (= JapaneseIndustrialStandard ) - Японский промышленный стандарт
В международных стандартах указываются:
- минимальные требования
- параметры регламентирующие соответствие определенному классу DOT:
Температура кипения «сухой» жидкости
Температура кипения «увлажненной» жидкости
Вязкость [mm2/s при –40°C]
- дополнительные параметры:
Водородный показатель рН
Стабильность тормозной жидкости при высоких и низких температурах
Коррозионная агрессивность (луженное железо, сталь, алюминий, чугун, латунь, медь)
Низкотемпературная текучесть
Совместимость с водой
Совместимость с тормозными жидкостями стандарта DOT 4
Химическая стабильность
Воздействие на различные типы резины (каучуки типов NR, SBR, EPDM)
Пенообразование
Проверка на натуральном стенде, в смоделированных условиях эксплуатации
тандарты тормозных жидкостей
|
SAEJ 1703
|
FMVSS 116 - DOT 3 ISO 4925 -Class 3
|
FMVSS 116 - DOT 4 SAEJ 1704
|
ISO 4925 - Class 4
|
FMVSS 116 DOT 5.1 ISO 4925 - Class 5-1
|
ISO 4925 - Class 6
|
Температура кипения «сухой»** жидкости (°С), не менее
|
не ниже 205
|
не ниже 205
|
не ниже 230
|
не ниже 230
|
не ниже 260
|
не ниже 250
|
Температура кипения «увлажненной»** жидкости (°С), не менее
|
не ниже 140
|
не ниже 140
|
не ниже 155
|
не ниже 155
|
не ниже 180
|
не ниже 165
|
Вязкость при t = минус 40°С, не более
|
не выше 1800
|
не выше 1500
|
не выше 1800
|
не выше 1500
|
не выше 900
|
не выше 750
|
*«сухая» - тормозная жидкость выпущенная производителем
**«увлажненная» - тормозная жидкость, залитая и некоторое время проработавшая в автомобиле
В 2005 году Международной организацией стандартизации разработан стандарт для тормозных жидкостей ISO-4925 CLASS 6, качество которых отвечает требованиям систем ABS.
Сравнивая требования различных стандартов качества, видно существенное ужесточение требований к тормозным жидкостям, предназначенным для систем ABS, более чем в 2 раза по вязкости при отрицательных температурах окружающего воздуха (-40 °С). Зимой при температуре окружающего воздуха от -20°С до -30°С тормозные жидкости становятся более густыми. Тормозная жидкость, не отвечающая последним международным требованиям, заметно снижает быстродействие ABS. В результате тормозной путь автомобиля увеличивается, в результате экстренного торможения автомобиля может произойти занос задней оси транспортного средства.